Речь пойдет, конечно же, не о посуде.
Наверняка вы знаете, что на протяжении многих веков все дела в семье традиционно делились на «мужские» и «женские».
Современный мир изменился: он стал более динамичным, многозадачным, появилось много возможностей. Да, мужчины по-прежнему остаются мужчинами, а женщины – женщинами. Этого никто не отменял. Но современные реалии все больше требуют от партнеров взаимозаменяемости. На первый план выходит не приверженность традициям, а эффективность, гармоничность отношений и эмоциональный комфорт в паре.
Как же правильно распределять обязанности в современных семьях?
На этот вопрос нет однозначного ответа, но я хотел бы предостеречь от одной распространенной ошибки.
Многие люди ищут правильные «схемы» и пытаются на что-то опереться. И зачастую этим шаблоном становится пример окружающих или советы из интернета. Но мнение и личный опыт одного человека далеко не всегда подходят для другого. Всегда важно учитывать контекст. Все люди разные. Все пары и семьи разные, и в каждой есть свое уникальное сочетание внутренних и внешних факторов. Это и личностные особенности каждого человека, и его индивидуальные потребности, и ритм жизни, и особенности графиков, и многое другое.
Нельзя ориентироваться и только на свое мнение. Можно, конечно, пытаться взвалить на партнера побольше разных обязанностей, не спрашивая его согласия и прикрываясь примерами из жизни друзей или правилами из традиционного уклада семейной жизни, многие из которых уже давно неэффективны в наши дни. И что? Любимый человек рано или поздно окажется вне ресурса, «надорвется». Это скажется на всех сферах жизни, и в том числе и на вас. Какое-то время может казаться, что человек справляется и в отношениях все стабильно, но у них внутри есть натянутая струна, готовая вот-вот лопнуть. Последствия могут быть непредсказуемыми.
В соответствии с какими принципами разделить бытовые обязанности?
В первую очередь – понять, что для вас важна эффективность вашей семьи, ее гармоничность, благополучие. А это возможно только в том случае, когда обязанности распределены равномерно, в соответствии с желанием, готовностью и потребностями каждого партнера. Список обязанностей, которые не создадут перекоса ни в чью сторону, можно составить только вместе.
Для этого нужно разговаривать и стараться понять своих близких людей. Звучит просто, но многие люди не могут прийти к достижению таких договоренностей – не хватает навыков. Выхода два – учиться выстраивать с партнером живой диалог и не дать этому диалогу угаснуть. Это определенная регулярная совместная работа. Если в вашей паре есть сложности с формированием этого навыка, можно обратиться за помощью к семейному психологу.
А как принято?
Желания и потребности в отношении домашних обязанностей у каждого человека индивидуальны, и обычно они далеко не всегда соответствуют тому, «как принято». Я встречал в своей практике примеры, когда мужчина берет на себя «женские» дела и наоборот.
Например, мужчина любит и умеет готовить, но ненавидит все, что касается оплаты коммунальных или иных счетов. Он обсуждает это с женщиной, и они приходят к компромиссу: она разбирается со счетами, а он в это время готовит. Все счастливы.
Людям в отношениях выгодно, чтобы их общий кораблик шел вперед. А когда начинается перетягивание одеяла на себя: «Я делаю только то и ни в коем случае не буду делать другое!» или «Это мужские/женские обязанности, ты и справляйся!», то двигаться вперед будет сложно. На общем корабле необходимо уметь договариваться. Если какое-то дело никем не делается – плохо, на кораблике чего-то не будет. Если будет делать один – он устанет и делать это больше не сможет.
Как распределить обязанности в вашей семье – это знаете только вы и ваш партнер. Конечно, некоторые ваши позиции могут не совпадать. Это нормально, но важно проявлять гибкость. Всегда можно договориться, найти компромисс – было бы желание. Ведь намного приятнее жить в ненасильственной среде и ощущать себя одной командой.