Руководство от психолога. Скачать чек-лист

Руководство от психолога. Скачать чек-лист
Руководство от психолога. Скачать чек-лист «Семейный эксперт Дмитрий Соболев»
«Аддинол Москва»
Руководство от психолога. Скачать чек-лист

  Скачать чеклист в PDF формате

Шесть шагов к продуктивному решению конфликтов в семье

Конфликтные ситуации неизбежны

Как бы ни были близки члены семьи и как бы сильно они друг друга ни любили, такова жизнь. Некоторые люди живут душа в душу и у них разногласия случаются крайне редко, другие спорят практически постоянно. Конфликты в семье – это нормально. Но всегда очень большую роль играет то, как ведут себя в них участники, стараются ли конструктивно решить проблему или, напротив, усугубляют её.

Предлагаю вам мини-руководство, которое поможет максимально быстро и безболезненно решить большинство конфликтных ситуаций.

Шаг 1. Прекратите борьбу и выплескивание эмоций в деструктивном формате

Что мы чувствуем, когда ссоримся с близкими людьми? Зачастую – злость, гнев, обиду. В этих эмоциях нет ничего хорошего. На самом деле это топливо для конфликта. Эмоции лишь усугубляют ситуацию и не дают найти из неё правильный выход.

Многие считают, что лучше хорошенько «прокричаться», выплеснуть негатив и после этого всем станет легче. на самом деле в большинстве случаев эффект бывает прямо противоположным.

Что вам нужно сделать – посмотреть на ситуацию со стороны, не накручивать себя и окружающих. Подумайте, можно ли решить возникшую проблему спокойно, так, чтобы никто не остался в обиде.

Если всё-таки выплеснуть необходимо (когда этого требуют особенности личности или возникшей ситуации), то лучше сделать это в конструктивном формате, когда эмоции выплёскиваются, не разрушая отношений. Один человек может объяснить другому, что ему нужно выговориться и попросить выслушать его. Другой, получив предупреждение, приготовится слушать и не принимать на свой счёт все те слова, которые услышит. Он будет знать, что это просто необходимый выплеск эмоций и эти слова к нему не относятся – это не оскорбления, не упрёки, не переход на личности.

Шаг 2. Начните диалог

В первую очередь нужно определить все стороны, которые участвуют в конфликте, и интересы которых затронуты. Иногда это касается только вас и вашего партнёра. Иногда к диалогу нужно привлечь детей, других родственников, из-за которых у вас возникают ссоры и которые их активно поддерживают.

Предложите всем сторонам просто сесть в спокойной обстановке и всё хорошенько обсудить. Акцентируйте внимание на том, что вы хотите найти общее решение и поскорее закончить эту неприятную ситуацию. Вам дороги эти люди, вы не хотите их терять. Но и дальше так продолжаться тоже не может – значит, нужно вместе искать выход.

Шаг 3. Дайте каждому высказаться

Каждый участник ссоры должен иметь возможность рассказать, что его беспокоит, как он видит ситуацию и чем недоволен. Человек должен говорить ровно столько, сколько считает нужным, и его никто не должен перебивать. Если он начинает ярко выражать эмоции и уходит от сути, нужно ему мягко на это указать.

Уже сама по себе возможность выговориться сильно разряжает атмосферу и настраивает на конструктив. В диалоге вы можете выяснить моменты, о которых даже не догадывались. Возможно, ранее вы сами додумывали, что чувствуют ваши близкие люди, чем они руководствуются, и эти додумки могут оказаться в корне неверными.

Шаг 4. После того как вы выслушали другие стороны, расскажите о вашем видении ситуации

Это нужно делать максимально спокойно. По большей части старайтесь рассказывать о ваших чувствах, о вашем видении ситуации, о том, что беспокоит именно вас. Не оценивайте действия других людей, не обвиняйте их. Не давите на жалость, не давайте воли эмоциям. Ваша цель – найти разумное решение.

Шаг 5 . Найдите компромисс

После того как все участники конфликта высказались, можно приступать к поиску компромиссного решения. Каждой стороне важно чётко понимать, на какие уступки она готова, а что для нее неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Поставить близким людям жёсткие, безапелляционные условия – это не компромисс. Уйти, громко хлопнув дверью – не компромисс.

Если вам предложили решение конфликта, которое вас не устраивает – сразу скажите об этом, объясните, почему вам это не нравится. В некоторых случаях, напротив, лучше уступить – здесь нет универсальных решений, вы должны сами чувствовать ситуацию, своих близких людей.

Важно помнить: нет таких ситуаций, в которых совсем невозможно договориться и сделать так, чтобы все были удовлетворены. Ну разве что вам приходится общаться с совсем неадекватными людьми. Но это же не про вас и не про ваших близких родственников, верно?

Шаг 6. Продолжайте диалог

После того как решение найдено, пообещайте друг другу, что в любой похожей ситуации в будущем, первым инструментом, которым вы воспользуетесь, станет такой же диалог. Вообще, разговаривать лучше каждый день. Это поможет лучше понимать друг друга, не додумывать лишнего и избежать ненужного нагнетания обстановки в семье.

Из участников конфликта должен провести небольшую работу над собой:

  • осознать и принять, что семья – это самые близкие люди. это те, кто будут рядом всегда и с ними нужно ладить.
  • научиться видеть лучшее в своих близких.
  • разобраться, какие ситуации можно контролировать лично, а какие нет.
  • приучить себя смотреть на любые ситуации со стороны и не поддаваться эмоциям.

Надеюсь, это небольшое руководство поможет вам найти выход из многих конфликтов.

Желаю, чтобы в вашей семье царили мир и согласие.

А если не получается самостоятельно – такую беседу и поиск компромиссов всегда можно провести под чутким руководством семейного психолога. Я помогу направить разговор в нужное русло, максимально спокойно и подробно разобраться в вашей ситуации, понять, что с ней делать.

Телефоны: +7 (495) 298-04-08, +7 (915) 345-18-18 e-mail: help@dmitriy-sobolev.ru


Напишите нам