Современный мир богат на кризисные ситуации. Они часто происходят в жизни взрослых и, конечно же, не обходят стороной детей. За счет более пластичной психики и впечатлительности детская нервная система хуже противостоит негативным ситуациям, они оставляют более глубокий отпечаток и могут повлиять на всю дальнейшую жизнь. Не случайно появилась такая фраза: «все неврозы – из детства».
Со сложной, психотравмирующей ситуацией сложно справиться, оставшись с ней наедине, особенно для ребенка. Ему требуется поддержка старших, в первую очередь родителей. А мамы и папы не всегда знают, как помочь ребенку в кризисной ситуации, как его поддержать. Они не всегда видят, что в жизни сына или дочери происходят кризисные события, не всегда понимают детские переживания.
Какие ситуации воспринимаются ребенком как кризисные?
Как кризисные ребенок воспринимает любые события, которые вызывают у него душевную боль, обиду, чувство несправедливости, сильное разочарование, ощущение, что его оскорбили. Ситуации бывают самыми разными: физическое и психологическое насилие, стресс, с которым сложно справиться самостоятельно, резкие перемены в жизни. Вот некоторые примеры, часто встречающиеся в практике семейных психологов:
- Развод родителей, тяжелая болезнь или смерть одного из них.
- Конфликтные отношения с одним из родителей, напряженная обстановка в семье.
- Разочарование своими неудачами или осознание того, что прежние успехи ничего не стоили.
- Серьезное заболевание, диагностированное у ребенка.
- Экстренный переезд, перевод в другую школу, смена обстановки.
- Буллинг – этим термином обозначается травля. Она может иметь место в школе, компании сверстников, в интернете и социальных сетях, иногда даже со стороны взрослых, например, учителя, которому ребенок по каким-то причинам не угодил.
- Ссоры с людьми, которые воспринимаются как значимые, авторитетные.
- Разрыв отношений с парнем или девушкой, несчастная любовь.
В таких ситуациях взрослым важно уметь посмотреть на мир глазами своего ребенка, не обесценивать его чувства, переживания. Даже если вам ситуация кажется несерьезной и не имеющей никакого значения, ребенок может воспринимать ее как неразрешимую.
Если взрослые не видят кризиса или не придают ему значения и ребенок остается без поддержки – он будет искать другие способы справиться с проблемой. И эти способы могут оказаться деструктивными. На фоне психотравмирующего опыта могут сформироваться негативные мысли, установки, модели поведения. А в дальнейшем они закрепляются и влияют на всю последующую жизнь.
Особенно болезненно кризисные ситуации переживают дети с особенностями психики:
- Склонность к тревожности, состоянию подавленности.
- Импульсивность, склонность к моментальным реакциям и необдуманным поступкам.
- Чрезмерная самоуверенность, эгоцентричность.
- Низкая самооценка, неуверенность в себе.
- Неустойчивая самооценка, когда ребенок колеблется между двумя предыдущими пунктами.
- Инфантильность.
- Негибкое мышление, неумение находить выход из нестандартных ситуаций.
- Излишний перфекционизм. Часто он встречается у детей, к которым предъявляют завышенные требования и формируют у них комплекс отличника.
- Повышенная агрессивность, раздражительность.
Как понять, что ребенок находится в кризисной ситуации?
Если родителям удалось сформировать и сохранить доверительные отношения с ребенком, то он наверняка поделится своими переживаниями и мыслями, попав в кризисную ситуацию. Можно спросить самим – аккуратно и ненавязчиво. Если ребенок не хочет об этом разговаривать, не стоит настаивать, давить. Лучше просто сказать, что вы рядом и он может поговорить с вами, когда почувствует, что это необходимо.
Не стоит устраивать слежку за ребенком, но важно быть в курсе, что происходит в его жизни, какие возникают ситуации – уже зная об этом, зачастую можно распознать кризис. Также нужно обратить внимание на поведение ребенка. О том, что у него не всё в порядке, расскажут некоторые симптомы:
- подавленность, депрессивное состояние;
- нарушение сна и аппетита;
- повышенная тревожность, беспокойство, пугливость;
- плаксивость, раздражительность, капризность;
- уход в компьютерные игры и другие зависимости;
- проявления аутоагрессии: ребенок может обгрызать ногти, выдергивать волосы, наносить себе повреждения;
- потеря интереса к любимым занятиям;
- отказ от общения;
- любое необычное, резко выбивающееся из нормы поведение;
- постоянная усталость;
- снижение успеваемости в школе;
- нередко возникают физические симптомы в виде головных болей, желудочных и кишечных расстройств.
Как могут помочь родители?
Фундамент, который позволит эффективно помочь ребенку в кризисной ситуации, стоит строить заранее. В первую очередь это качественная эмоциональная связь и доверительные отношения. Если такую связь удалось наладить, ребенок воспринимает родителя как опору, человека, которому он может довериться, обо всем рассказать и получить помощь. А родитель лучше понимает, как помочь ребенку преодолеть стресс.
Если вы замечаете, что с вашим ребенком что-то не так, то в первую очередь стоит поговорить. Перед разговором нужно успокоиться самому. Вспомните общеизвестный факт о надписях на кислородных масках в самолетах: сначала надеть на себя, потом на ребенка. Если человек сам не находится в состоянии душевного равновесия, то он и никому не сможет помочь.
Найдите подходящее время для беседы и дайте ребенку знать, что вы никуда не торопитесь, у вас сейчас нет других дел. Всё ваше внимание посвящено ему. Это не тот момент, когда взрослым нужно показывать, что они старше и умнее, включать менторский тон и заниматься нравоучениями. В данной ситуации главная роль родителя – слушатель. Какой бы ерундой ни казалось вам произошедшее, помните, что ребенок воспринимает ситуацию совсем по-другому. Для него это кризис, серьезная проблема.
Другие рекомендации, как помочь ребенку психологически:
- Продемонстрируйте ребенку поддержку способами, которые для него понятны. Можно, например, обнять, сказать что-то ободряющее, подтвердить его правоту и несправедливость обидчика (если это действительно так).
- Объясните ребенку, что его эмоции можно направить в позитивное русло. Покажите преимущества такого подхода. Вместо агрессивного поведения и драк можно заняться спортом и физической работой. Вместо постоянной рефлексии – творчеством. Вместо того чтобы замкнуться в себе – поговорить, рассказать о своих переживаниях.
- Дайте ребенку возможность получить удовольствие от банальных повседневных вещей: вкусной еды, книг, игр, прогулок на свежем воздухе и пр.
- Успешное преодоление стресса зависит от состояния организма, поэтому важно проследить за режимом дня: чтобы ребенок вовремя ложился спать, хорошо ел, отдыхал, двигался физически.
- Обсудите с ребенком, как можно преодолеть сложившуюся ситуацию. Будет здорово, если вы сможете поделиться собственным релевантным опытом, рассказать о своих победах и ошибках.
Примеры фраз, с которых можно начать диалог:
«Я вижу, что в последнее время у тебя плохое настроение. Что-то произошло?»
Повторите суть того, что вам рассказал ребенок, начиная словами: «Верно ли я понял(а), что…?»
«Хочется, чтобы всё это поскорее закончилось, верно?»
«Давай обсудим, как можно решить эту ситуацию? Возможно, тебе помогут мои советы?»
«Иногда у всех бывает состояние, когда кажется, что всё просто ужасно. Но это всегда проходит».
В некоторых случаях лучшая помощь, которую родители могут оказать своему ребенку в кризисной ситуации, – обратиться к психологу. Специалист поможет разобраться в сложившейся ситуации и найти пути ее преодоления. Нередко требуется помощь психолога семье, всем ее членам, а не только ребенку.
Как подготовить ребенка к кризисным ситуациям и помочь их преодолевать?
На этот вопрос нельзя ответить одной короткой фразой. Точно не стоит опекать ребенка на каждом шагу и ограждать от любых проблем. Во-первых, за всем уследить и всё держать под контролем невозможно, а во-вторых, человек не научится самостоятельно преодолевать кризисные ситуации, и это доставит ему в будущем массу проблем. Ведь мама и папа не всегда будут рядом.
Как я отмечал выше, доверительные отношения и крепкая эмоциональная связь с родителями сами по себе хорошо защищают от стрессов. Важно выработать у ребенка здоровую самооценку, умение чувствовать свои желания и потребности, коммуникативные навыки, способность противостоять агрессии, буллингу. Проблема в том, что не все взрослые сами владеют этими навыками.
Не обязательно дожидаться, когда кризис уже произойдет. За помощью психолога можно обратиться в целях профилактики. Специалист поможет понять, какие качества стоит развить у ребенка и как это сделать мягко, ненасильственно.
Как помогает психолог ребенку, когда кризисная ситуация уже произошла?
Чтобы обозначить помощь психолога в кризисной ситуации, есть специальный термин – кризисная интервенция. Специалист обучает ребенка или подростка важным навыкам: снимать эмоциональную напряженность, выбирать из нескольких альтернатив, осознавать и переопределять мотивы и пр. Помощь во время кризиса может потребоваться в любой момент, поэтому специалист всегда на связи.